Не думай о секундах свысока
Авиаралли – что это за спорт?
Авиаралли – в международном написании – rally flying – вид авиационного спорта, признанный и развиваемый под эгидой FAI ( Fédération Aéronautique Internationale). FAI ежегодно проводится чемпионат Мира или Европы (каждый чемпионат – один раз в два года, по очереди).
Это вид соревнований относится к секции General aviation (авиации общего назначения).
Состязания проводятся на двух- и более местных самолетах, предназначенных для любого типа полетов, на выбор участников, т.к. этот тип соревнований проводится для экипажей, состоящих из пилота и штурмана. Ограничением является только минимальная скорость прохождения маршрута, обычно она составляет не менее 70 узлов, что и накладывает определенные требования к выбору воздушного судна.
История соревнований восходит к периоду 20-30-х годов, когда в скандинавских странах возник данный вид спорта. Целью соревнований было формирование у пилотов определенного набора навыков по ориентированию, точному прохождению маршрутов по времени и месту, поиску целей, точным посадкам, быстрому решению навигационных задач в уме, умению быстро работать с картой перед полетом и в полете. В поздних 40-х интерес к аваиаралли распространился на другие европейские страны, еще через несколько лет были написаны правила соревнований, и спорт разделился на собственно авиаралли (Rally Flying) и точное самолетовождение (Precision Flying). Отличительной особенностью второго является то, что соревнования проводятся с участием одного пилота и минимальными требованиями к работе по прокладке карты перед полетом.
Изначально лидирующие позиции занимали скандинавские страны. Сегодня доминируют страны Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия) и Франция, также сильные позиции имеют Испания, ЮАР, Венгрия, Германия, Норвегия Словакия.
Описание соревнований
Поскольку авиаралли подразумевает под собой участие двух членов экипажа – пилота и штурмана, а. Акцент в работе экипажа делается на аккуратность прокладки маршрута, точность его пролета по месту и времени, а также на навыки обзора при поиске целей и умение корректно отметить эти цели на карте. Также, отдельно оценивается точность посадки экипажа на промежуточных аэродромах по маршруту и при финальной посадке. За ошибки начисляются штрафные очки (пенальти). Экипаж, набравший минимальное количество пенальти, признается победителем. Для повышения вероятности ошибок экипаж с помощью дополнительных заданий вводится в дефицит времени с момента начала прокладки карты и до момента сдачи отчета судьям. Такими заданиями могут являться поиск фотографий на маршруте, поиск наземных знаков, допрокладка навигационного задания на карте непосредственно в полете, точное измерение расстояний от найденных целей по чек-поинтов при написании отчета, перевод километров в мили и наоборот, а также иные приемы. Помимо этого, многие задания не решаются прямолинейно и многие решения зависят от правильности решения предыдущих задач.
В полете запрещены любые электронные навигационные средства, GPS и иные радионавигационные устройства. Таким образом, из оборудования самолета экипажу доступны лишь стандартные приборы, курсовая система и карты. Экипаж имеет право пользоваться любыми линейками и транспортирами для работы с картами. За использованием радио для подсказок следит судейская бригада, сканируя частоты авиационного диапазона.
В жизни соревнования по авиаралли выглядят следующим образом.: Экипажи (пилоты и штурманы) находятся у самолетов в зоне вылета. Доступ к стоянке закрыт всем, кроме членов экипажей и судейской бригады. После проверки самолетов на наличие запрещенного оборудования, судьи приступают к раздаче заданий экипажам с интервалом в три минуты для обеспечения безопасного расстояния между бортами на маршруте.
За заранее установленное судьями время (обычно от 15 до 30 минут) до вылета экипажу вручают конверт со следующим содержимым:
- Легенда маршрута с описанием поворотных пунктов.
- Посекундное расписание прохождения поворотных пунктов.
- Фотографии поворотных пунктов с воздуха (часть фотографий неправильные, т.е. поворотные пункты выглядят по-другому и это должен отметить экипаж на маршруте).
- Фотографии случайных ориентиров по маршруту полета.
- Две карты - двухкилометровки.
- Схемы входа и выхода с/на маршрут.
- Дополнительные задания.
- Бланк отчета о пройденном маршруте.
В легенде маршрута поворотные пункты описаны примерно так:
- Старт-пойнт: Х-образный перекресток, 5,8 морских миль курсом 85 град. от аэродрома вылета.
- Чекпойнт № 1: слияние двух каналов, 25,2 километра от чекпойнта №2 и 9,3 морских мили от чекпойнта №5.
- Чекпойнт № 2: развалины часовни, координаты ХХ град. УУ минут ZZ секунд северной широты и xx град, уу минут zz секунд восточной долготы.
Задача экипажа
- Проложить курс исходя из полученной информации (см. содержание легенды).
- Взлететь строго в указанное время: если по заданию вылет в 10:45:00, выходной створ полосы надо перелететь между 10:45:00 и 10:46:00, при этом точно пройти над торцом, иначе будут начислены пенальти.
- Пролететь все поворотные пункты с точностью +/- 2 секунды (выход из графика в обе стороны начиная с 3й секунды - по 3 штрафных очка за секунду), при этом ширина створа ворот над чекпоинтом -1 одна морская миля, т.е. примерно по 900 метров влево и вправо.
- Определить, какие фотографии поворотных пунктов правильные, а какие - нет.
- Найти по фотографиям малопримечательные места на маршруте, и определить их местоположение: фотография Z в 7,5 морских милях от чекпойнта №3.
- Таким же образом найти выложенные на местности знаки (выкладываются из белы полотнищ размером 1х5 метров каждая).
- Найти свой аэродром и приземлиться на него на точность. Возможно, что на маршруте будет промежуточная посадка.
- Заполнить отчет и сдать его судьям.
Какие бывают дополнительные задания
- В легенде вместо описания чекпоинтов, например № 7,8 и 9, может быть указано «см. два конверта». На одном конверте написано «Открыть, если фото чекпоинта» правильное», на другом – «Открыть, если фото чекпоинта 2 неправильное».
- Допрокладку приходится делать в полете в условиях, когда надо вести навигацию, искать цели, заполнять отчеты и т.д.
- В маршрут могут включить посадку (конвейер) на промежуточном аэродроме. Тогда выдают схемы захода и выхода соответствующего промежуточного аэродрома.
- После посадки и выключения двигателя у экипажа только пять минут на дозаполнение отчета и сдачу его судьям вместе со всеми картами, фото и прочими бумагами, входившими в задание. Также, подлежат сдаче оба gps-логгера, которые записывают трек прохождения по маршруту и позволяют точно судить о качестве выполнения задания экипажем.
- После расшифровки логгера и анализа отчета, судьи начисляют экипажу пенальти за все неточности и упущения, которые были допущены в этом полете.
К ним относятся
- неточное прохождение маршрута по времени – 3 очка за каждую секунду;
- неточное прохождение ворот чекпоинта – 200 очков;
- отворот от маршрута на угол более, чем 90 градусов – 200 очков;
- посадку вне зоны «0» - в зависимости от величины отклонения – до 200 очков и т.д
Таким образом, сумма пенальти определяет место экипажа в итоговой таблице. После подведения итогового результата экипаж помещается в зону карантина для исключения его общения с кем-либо до момента, пока заключительный борт не поднимется в воздух.
Приглашаем всех пилотов и штурманов попробовать себя в этих увлекательных дисциплинах!